Историческая справка БЦ «Мариинский»
Cанкт-Петербург, наб. реки Мойки, д. 58
Набережная Мойки застроена сплошным фасадом – по принципу, характерному для Петербурга конца 18 начала 19 веков. Своим фасадом здание выходит на набережную реки Мойки. Из его окон открывается великолепный вид на набережную, золотые Купола Исаакиевского собора и замечательные украшения Мойки – Красный и Синий мосты, представляющие собой образцы мостостроения начала 19 века.
Река Мойка берет свое начало из Фонтанки у Летнего сада и впадает в Неву недалеко от ее устья. До основания города река называлась Мья (от финского – «мую-грязная»), потому что вытекала из болота, расположенного близ нынешнего Марсова поля. Первый указ о благоустройстве набережной Мойки издан в 1705 году, застройка ее берегов началась с 1706 года, когда близ Невской дороги стали воздвигать дома для офицеров морского флота.
В 1711 году, для осушения земель, Мойка была соединена с Фонтанкой. Остров, образовавшийся между Фонтанкой, Мойкой, Лебяжьей канавкой и Невой официально именуют островом Летний сад. Длина речки 4,67 км, ширина 40 м, наибольшая глубина 3,2 м. В середине 18 века речку вычистили, обшили берега тесом, а затем одели камнем. В 1798-1810 годах построили гранитные набережные, которые украсили литой чугунной оградой с геометрическими элементами.
Гороховая улица ведет свою историю еще с двадцатых годов XVIII века. В то время в строящейся столице проложили две новые дороги – Большая (ныне Невский проспект) и Вознесенская (Вознесенский проспект) «першпективы». Между ними возникла еще одна дорога, которую сначала называли Средней «першпективой». Несколько раз она меняла название, и к середине XVIII века начала именоваться Адмиралтейской. Именно эта дорога и стала прообразом Гороховой улицы.
История названия Гороховой улицы связана с 1756 годом, когда на этой улице появляется торговая лавка купца Горохова. Будучи молодым, он приехал из Германии в Петербург на службу к Петру I. Тогда он носил фамилию – Гаррах, в России же его фамилию изменили на русский манер – Горох. Когда купец открыл свою лавку на Адмиралтейской улице, он уже приобрел и официальную «русскую» фамилию – Горохов. Вскоре торговая лавка начала пользоваться большой популярностью, и в народе улицу стали именовать по фамилии владельца этого заведения. С конца XVIII века на многих картах Петербурга наряду с официальным названием улицы, упоминается и новое неофициальное.
Уже в XIX веке Гороховая улица стала одной из самых престижных в Петербурге. Здесь располагались большие доходные дома, крупные магазины и дома богатых и именитых петербуржцев.
Старинный шестиэтажный дом
Старинный шестиэтажный дом, завершенный седьмым – мансардным этажом с длинной балюстрадой, находится почти на пересечении наб. реки Мойки и Гороховой улицы.
Старинный шестиэтажный дом, завершенный седьмым – мансардным этажом с длинной балюстрадой, находится почти на пересечении наб. реки Мойки и Гороховой улицы.
Фасады здания оформлены в характере ретроспективизма.
Ретроспективизм (в узком смысле неоклассицизм) — традиционалистское направление в архитектуре первой половины XX века, основанное на освоении архитектурного наследия прошлых эпох, от ренессанса и древнерусского зодчества до классицизма первой трети XIX века (ампира).
Наиболее зримое применение неоклассики 1910-х годов — доходные дома Петербурга.
Два нижних этажа здания оформлены серым гранитом, остальные этажи – терразитовой штукатуркой.
Венчает здание лучковый аттик в центре и два лучковых аттика меньших размеров по оси над эркерами.
Решение лицевого фасада здания подчинено симметричной композиции.
Центральная часть фасада оформлена двумя полукруглыми эркерами. Между ними, в уровне двух нижних этажей расположены три арочных проезда; в уровне 3-5 этажей, между эркерами на гладких поверхностях стен, между окнами – ритмично через два окна – пилястры с капителями коринфского ордера.
Над карнизом, между эркерами, на уровне 6 этажа размещены 6 скульптурных фигур Путти, держащих в руках гроздья винограда и букеты цветов, и поддерживающих балюстраду (Путти от латинского слова «putto»— «маленький мальчик, крошка» — изображение маленьких обнаженных мальчиков в ренессансе и классическом искусстве, восходящее к античным эротам или купидонам). В простенках между окнами всего мансардного этажа – вазы с акротериями.
На втором этаже, под эркерами – два овальных окна – «бычий глаз» в обрамлении каменной (гранитной) резной композиции растительного характера. Арочные и дверные проемы, а также окна 4 этажа оформлены замковыми камнями. Здание, в современном его виде, было построено архитектором Мельцером Романом Федоровичем, по заказу купца Альмира Жуэна, как доходный дом в стиле неоклассицизма в 1913-1914 годах.
Мельцер Роман Федорович (Роберт Фридрих) (1860-1943)
Архитектор императорского Двора, художник. Родом из обрусевшей немецкой семьи. Окончил Академию художеств в середине 1880-х годов. Проектировал кованые парадные ворота и ограждения пандусов Зимнего дворца, затем ограду для Дворцового сада. Среди других заслуг архитектора – здание Ортопедического института в Александровском парке, комплекс зданий Психоневрологического института, особняки Кочубея, Брандта, Нобеля, дворец великого князя Михаила Александровича. Мельцер считался большим специалистом по декоративному оформлению интерьеров в стиле модерн.
Последняя крупная работа в Петербурге – проект архитектурного оформления Дворцового моста (1915-1916). В 1918 году архитектор эмигрировал.
Среди первых владельцев построек на участке, где в настоящее время располагается дом 58 по набережной реки Мойки был представитель известного рода Мусиных-Пушкиных, Граф Платон Иванович Мусин-Пушкин.
Современному человеку этот род известен по его представителю Графу Алексею Ивановичу (1744—1817) —археологу, члену Российской академии обер-прокурора священного синода, президента Академии художеств и сенатора, нашедшего и опубликовавшего “Слово о полку Игореве”.
Род этот происходит, по сказаниям древних родословцев, от семиградского выходца знатного прусского рода в XII веке Радши (в разных летописях имя упоминается как Ратша, Рачша, Рачьтша, Рача). Его потомок в десятом колене Михаил Тимофеевич Пушкин, по прозванию Муса, был (в XV веке) родоначальником Мусиных-Пушкиных.
Граф Платон Иванович Мусин-Пушкин, проживавший в здании на участке дома 58, — обучался за границей. В 1716—1719 годах состоял в Голландии при после, князе Б. И. Куракине; в 1719 году ездил в Копенгаген для склонения датского короля к союзу против Швеции; в 1720 году — в Париж, тоже с дипломатическим поручением. Позже, был губернатором в Смоленске, Казани и Эстляндии. С 1736 года президентом коммерц-коллегии; с 1739 года сенатором, начальником канцелярии конфискации и заведующим коллегией экономии. Своим возвышением П. И. Мусин-Пушкин был обязан А. П. Волынскому, с которым был дружен, и из-за него же погиб. Обвинённый, в участии в деле Волынского, он в 1740 году, был лишён чинов и графского достоинства и, после вырезания языка, сослан в Соловецкий монастырь.
После конфискации дом был пожалован генерал-прокурору Сената Князю Никите Юрьевичу Трубецкому (1699-1776гг.). Трубецкой был видным государственным деятелем и просвещенным вельможей. Он дружил с поэтами А.Д. Кантемиром и М.М. Херасковым, часто посещавшим его дом, в близи Красного моста. В 1754 году в доме была освещена церковь, которая действовала до весны 1762 года, когда, по указу Петра 3 ее упразднили после того как Трубецкой покинул Петербург, продал здание и переехал в Москву.
С 1778 года в здании стал располагаться Английский клуб.
Английский клуб – Английское собрание, одно из первых клубных учреждений в России. Основанное 12 марта 1770 года., с соизволения
Императрицы Екатерины II, английскими предпринимателями Ф. Гарднером и К. Гардинером по образцу английских клубов, как “собрание приятных собеседников”. В члены Английского клуба принимались люди разных сословий и национальностей (женщины не допускались).
С 1810-1830 гг. общество находилось в доме купца Таля, бывшего в то время владельцем участка, на котором ныне находится дом 58.
В конце 1790-х гг., по повелению Императора Павла I, клуб был закрыт, но в начале 1800-х гг. вновь открыт, с соизволения Императора Александра I. В 1-й трети 19 в. его членами были декабристы М. С. Лунин, Н. М. Муравьев и др., деятели культуры В. А. Жуковский, И. А. Крылов, А. С. Пушкин В. П. Стасов, Н. И. Гнедич и др.
В клуб приходили почитать газеты, обсудить политические новости, поиграть в бильярд, карты, выпить бокал вина. По средам и субботам устраивались обеды.
Членство в Английском собрании свидетельствовало об аристократизме духа и положении в свете, и желающих попасть в него было много, вот почему число членов клуба в 1817 году ограничили до трехсот. Старшинами в период, когда собрание квартировало в доме Таля, были не последние люди столицы: князь Кутузов, граф Аракчеев, граф Паскевич. В 1822 году в клуб вступили писатели Жуковский и Шаховской, в 1823-м – Греч, а вот Фаддея Булгарина, издателя продажной газеты «Северная пчела», в 1827 году забаллотировали. Пушкин был принят в «клоб» в 1832-м и состоял в нем до конца жизни, правда относясь к избранности заведения иронически.
В середине 19 в. Английский клуб считался самым элитным клубом города и крупным неофициальным игорным домом. В числе постоянных игроков – Министр финансов А. А. Абаза, Генерал И. О. Сухозанет, путешественник Е. П. Ковалевский, поэт Н. А. Некрасов и многие другие. С 1860-х гг. Английский клуб постепенно превращался в сугубо аристократическое клубное учреждение. В 1916г. прекратил существование.
Долгое время огромный участок на углу Мойки и Гороховой оставался единым земельным владением, переходя от одного покупателя к другому.
В начале 19 века большим участком на углу Мойки и Гороховой владел откупщик Кусовников.
Следующий его владелец, купец Христофор Таль, построил здесь новые здания. В глубине двора стоял длинный одноэтажный дом в четырнадцать окон по фасаду.
Летом 1831г. в газетах появилось сообщение о сдаче в доме Таля помещений с «удобными флигелями, дворами и вновь красиво разведенным садом».
В дом Таля въехало Третье отделение Собственной его Величества канцелярии, и располагалось в здании с 1830 по 1838г. В 1838 году – Третье отделение переехало с наб.р. Мойки на наб. р. Фонтанки, 16.
Высшее государственное учреждение, осуществлявшее политический надзор
и сыск в стране, Третье отделение было создано Николаем I 03 июля 1826 года, для наблюдения за политическими настроениями различных слоев общества (прежде всего, петербургского чиновничества и дворянства), вскоре после разгрома восстания декабристов. Третье отделение выполняло роль всевидящего и вездесущего «царского ока».
Петербург буквально закишел шпионами, проникавшими всюду. Семейная жизнь, торговые сделки, личные споры, проекты изобретений, побеги из монастыря — все входило в сферу наблюдений Третьего отделения.
Начальник отделения – граф А.Х.Бенкендорф приезжал сюда обычно рано утром с Малой Морской, где имел собственный дом. Лицо шефа жандармов, по воспоминаниям современников, всегда «измятое и усталое» «имело обманчиво доброе выражение».
Бенкендорф Александр Христофорович (1783—1844)
Потомственный военный, начавший службу с пятнадцати лет, Александр Христофорович участвовал во всех войнах с Наполеоном — от кровопролитного сражения при Прейсиш-Эйлау (1806) до “битвы народов” под Лейпцигом (1813). Бенкендорф был награжден за храбрость и умелое руководство вверенными ему частями не только русскими, но и иностранными боевыми орденами. Бенкендорф разделял скептическое отношение императора Николая к общественным и некоторым бюрократическим структурам. Бенкендорф был очень близок императору и давал ему возможность постоянно вмешиваться в дела тайной полиции. Наконец, именно Бенкендорф работал над проектом создания секретной службы России.
Именно ему сам Бог велел возглавить это ведомство.
Проект создания тайной полиции был вручен Бенкендорфом Николаю I в январе 1826 года. В нем рекомендовалось при создании особого ведомства поставить во главу угла два важных момента, не соблюдаемых в прежних тайных службах: во-первых, установить систему строгой централизации и, во-вторых, создать такую ее организацию, которая внушала бы не только страх, но и уважение.
В эту «центральную шпионскую контору», как впоследствии многие будут называть это учреждение, находившееся под особым попечительством царя, должен был периодически являться А.С. Пушкин.
Для гениального поэта Пушкина сделано небывалое в летописях литературы исключение: император Николай Павлович возложил на себя обязанность — быть цензором его произведений. Генерал-адъютант Бенкендорф писал Пушкину 30 сентября 1826 года: «Сочинений ваших никто рассматривать не будет; на них нет никакой цензуры. Государь Император сам будет первым ценителем произведений ваших и цензором».
Рассматривая сочинения Пушкина, представляемые в рукописи, государь отмечал места, требовавшие объяснения, и давал автору советы, равносильные приказанию.
Однако, кроме царской цензуры, Пушкин должен был представлять все свои сочинения в цензуру, обычным порядком. Во исполнение Высочайше утвержденного положения правительствующего сената, С.-Петербургский военный генерал-губернатор предписал обер-полицейместеру, 16 августа 1828 года: «известного стихотворца Александра Пушкина обязать подпискою, дабы он впредь никаких сочинений, без пропуска и одобрения оных цензурою, не осмеливался выпускать в публику, под опасением строгого по законам взыскания».
Посредником между Пушкиным и императором был Бенкендорф, шеф жандармов и начальник третьего отделения собственной Его Величества канцелярии.
Все сочинения Пушкина, представляемые Государю, рассматривались предварительно Бенкендорфом. Не желая беспокоить Государя, Пушкин посылал свои рукописи на усмотрение Бенкендорфа: «Честь имею препроводить на рассмотрение вашего превосходительства новые мои стихотворения… Мне было совестно беспокоить ничтожными литературными занятиями моими человека государственного среди огромных его заботь… Совестясь беспокоить поминутно Его Величество, я раза два обратился к вашему покровительству, когда цензура недоумевала, и имел счастье найти в вас боле снисходительности, нежели в ней».
Представляя Государю рукописи Пушкина, Бенкендорф прилагал к ним краткий очерк содержания и даже критический отзыв.
Указом от 06 августа 1880г., Третье отделение упразднено, функции переданы Департаменту полиции Министерства внутренних дел.
В 1885 году 25 августа, в глубине двора открылся ресторан «Контан». Назван он был, как и все рестораны высшего класса – «Кюба», «Борель», «Дюссо», – по фамилии владельца. Славился отменной кухней и виртуозным румынским оркестром. Устроить светский раут в «Контане» считалось хорошим тоном и показательным шиком. В 1888 году здесь праздновали юбилей Айвазовского, а 1899-м – столетие Пушкина, в 1908-м – открытие памятника Александру III на Знаменской площади. В разгар военных действий Первой мировой войны, 6 мая 1916 года, в честь двадцатипятилетия Франко-русского альянса, в котором Франция и Россия обязались дружить против Германии, союзники дали в «Контане» прием, на котором присутствовали высшие сановники государства и дипломатический корпус. Российский гимн «Боже, царя храни» на рояле в четыре руки сыграли композитор Александр Глазунов, тогда ректор Петербургской консерватории, и Александр Зилоти – пианист, дирижер, основатель «Концертов Зилоти». А вот французский гимн – запрещенную в монархической России кровожадную «Марсельезу» – пригласили спеть Федора Шаляпина, звезду не только петербургской сцены, но и – после «Русских сезонов» Дягилева – парижской. Как вспоминает Сергей Маковский: «Шаляпин спел “Марсельезу” с таким драматическим воодушевлением, с каким вряд ли кто-нибудь пел ее до него. Уж если петь песню Великой французской революции, то так, чтобы дрогнули сердца и все услышали набат рока. Пророческий клик Шаляпина все покрыл, увлек за собой и развеял, обратил в ничтожество призрак преходящей действительности». По требованию публики «Марсельезу» пришлось бисировать.
В 1913-14гг., когда на этом участке был построен доходный дом Альмира Жуэна (здание в современном его виде), в нем разместился “новый” “Контан”.
‘Кюба!’ ‘Контан!’ ‘Медведь!’ ‘Донон!’
Чьи имена в шампанской пене
Взлетели в Невский небосклон
В своем сверкающем сплетеньи!..
Ужель им больше не звенеть?!..
Ужель не вспенят, как бывало,
‘Кюба’, ‘Контан’, ‘Донон’, ‘Медведь’
Свои разбитые бокалы ?!..
Пусть филистерская толпа
Пожмет плечами возмущенно –
Нет Петербурга без ‘Кюба!’
Нет Петербурга без ‘Донона’…
Вскоре образовался и обособленный шведский клуб – Шведское общество в С.-Петербурге. Между тем, деятельность Скандинавского общества продолжалась. В 1910-е оно располагалось на наб.реки Мойки, 83; затем на Бассейной ул. (ныне ул. Некрасова), 21. Его председателем, как и главой Шведского общества, был Э.Л.Нобель.
Бизнес-Центр «Мариинский» находится в здании с 1998 года.
В 2001 году здание на наб.реки Мойки, д.58 лит внесено КГИОП в “Перечень вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность».